ARIADNA.KRR.RU МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ
home point Индукционные печи point Вы-Гений! point Придумки point Творилки point Сочинялки point Для дела point LD-News point Ссылки point Контакты point

 

О бизнесе, предпринимательстве, своем деле и многом другом

БЛОК 2

Вы, наверно, уже знаете, что не набор специальных знаний в экономике, а мировоззрение определяет, станет ли человек предпринимателем, и насколько он будет успешен. Если говорить о предпринимателе, то ему, скорее, надо быть мудрецом в той или иной степени, чем специалистом в том или иной области.
Электротехнику шутливо называют наукой о контактах, так как основная проблема всех неисправностей — это плохой контакт. Предпринимательскую "науку" можно вполне серьезно назвать наукой о контактах. Контактах с людьми.
Прежде чем мы немного поговорим о контактах, давайте упомянем такой всем известный термин как "системный подход". Проблема системного подхода заключается в том, что все о нем слышали, многие даже часто употребляют слово "система", но мало кто применяет.

Системный подход.

Что требует системный подход? Он требует СНАЧАЛА выделить самое важное, ЗАТЕМ разбить это самое важное на второстепенные факторы, которые в сумме и создают то самое важное. Каждый второстепенный фактор затем разбивается на третьестепенные факторы, и так далее. Разбиение идет до той степени детализации, которая имеет смысл. Люди все-таки не роботы, и им не нужен точный алгоритм, а нужно, чтобы было ПОНЯТНО, как сделать.

Если создается программная система, то тогда нужно разбивать до мельчайших деталей (исключая случаи, когда для построения системы можно использовать уже готовые достаточно крупные блоки (подпрограммы)).

Вышеописанное применить на практике намного труднее, чем кажется. В нашем случае, пока вы САМИ для СЕБЯ не определите, что САМОЕ ВАЖНОЕ в предпринимательской деятельности, ни в коем случае нельзя двигаться на уровень деталей, (например, бухучета или юридических аспектов регистрации фирмы). Еще раз повторю. Любая попытка перейти к частным вопросам, не решив (ОКОНЧАТЕЛЬНО) общие вопросы, неизбежно приведет к разрушению системного подхода, а там уже и рукой подать до убытков и разорения.

Вы можете сказать, что мне уже ясно, что самое главное, кончайте разглагольствования, поехали дальше. А вы уверены, что теперь вы ВСЕГДА будете поступать исходя из этого самого важного? Или все-таки будут возникать ситуации, в которых вы начисто забудете, казалось бы, надежно определенные приоритеты? Я, например, уверен (исходя из моего опыта), что, приняв приоритеты (определив самое важное) и приступив к деятельности, человек обычно тут же забывает все, что он решил, и действует на основании привычек и привычных приоритетов. И, разумеется, потом он может убедительно объяснить, что просто ситуация требовала другого. Выбор тут невелик. Или вообще не обсуждать какие-либо стратегии, не определять важное и второстепенное, не выделять приоритеты, или — приступив к этому, доводить работу над стратегией до конца и затем, главное, РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ей.

К чему я это говорю? Дело в том, что если вы решите учиться в Школе Своего Дела, то создание Своего Дела должно стать в вашей жизни приоритетом номер 1, и тогда вы можете рассчитывать на успех. В противном случае лучше не стоит начинать этим заниматься. Зачем вам лишние неудачи? Мало, что ли, и так их бывает в жизни?

По поводу самого Своего Дела, тоже можно выделить приоритеты.
Приоритет номер 1: Поиск и определение, что же есть ваше Дело, ваша уникальная деятельность, который вы должны заниматься на этой Земле.
Приоритет номер 2: Выстраивание вокруг Своего Дела бизнеса.

Почему-то существует известное устойчивое убеждение, что люди, занимающиеся творческой деятельностью, люди самореализующиеся, должны жить бедно, а богато должны жить (и могут жить) только не вполне честные, изворотливые люди. И что выбор у каждого человека есть ТОЛЬКО между честной бедностью и нечестным богатством. Как известно, в жизни каждого человека реализуются все его сознательные и подсознательные убеждения. И пока вы будете так думать, вам честным путем стать богатым не удастся.

Существуют и еще две альтернативы. Жить можно нечестно, и одновременно — и плохо, и бедно. И — жить можно честно, и одновременно — быть достаточно обеспеченным. Первая альтернатива и меня, и вас, видимо, не очень интересует, а интересует нас вторая.

Обычный подход к бизнесу предполагает, что денег и материальных ресурсов на всех не хватает и, значит, бизнес — это перетягивание одеяла с риском для себя (если перетянешь не у того). Но ведь у нас с вами есть еще и внутренние богатства, которые можно предложить людям, и получать за них хорошие деньги, а также помощь и услуги людей. Разбираясь в том, что есть ваше Дело, вы обнаруживаете, какими уникальными талантами и способностями вы обладаете и, затем, достигая определенного уровня профессионализма, можете эти ваши товары и услуги предложить на рынке.

Самые известные примеры — это, например, талант писателя, изобретателя, мастера по изготовлению каких либо уникальных изделий, и так далее. Но и даже если вы не сможете прямо указать материальный результат своего таланта, то все равно — можете повлиять на жизнь других людей так, чтобы им стало жить лучше. Например, предприниматель создает рабочие места, которые нужны людям, создает возможность карьеры (для желающих делать карьеру), выпускает на рынок нужные людям товары и услуги. Если бы они не были нужно, кто бы платил за них деньги?

Еще один момент. Многие не любят предпринимателей, потому что наталкивались на обман, когда в красивой упаковке им предлагали не то, что им нужно, или просто суррогат, подделку. В каком случае это возможно? Возможно это в том, случае, когда приоритетом номер 1 человека, выбросившего на рынок подделку, является бизнес, а не Свое Дело. Может ли художник, который рисует для себя, начать делать подделки? А когда он начинает гнать вал? Тогда, когда бизнес (жажда денег) побеждает в нем творчество. Становится приоритетом номер 1.

Бизнес просто должен знать свое место. И не выходить на первый план. Но и не нужно его совсем гнать из своей жизни.
Будьте предельно честны перед самим собой, постарайтесь сделать максимум того, на что вы способны, и тогда вам не стыдно будет вынести на рынок результаты своего труда. Как вы можете увидеть, такой подход снимает большинство проблем контактов. Контактов с людьми. Вы можете рекламировать свою продукцию и услугу в том случае, если сами уверены в ее качестве и полезности для потребителя. А если уверены, то рекламировать нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО.

P.S. Комментарий. При всей внешней простоте мыслей, которые писаны выше, они обладают огромной важностью. Подумайте. Что для Вас САМОЕ ВАЖНОЕ в жизни? Что является приоритетом номер 1? Найдите его и выясните, а это именно тот приоритет который должен быть? Кстати, некоторые пытаются выкрутиться и сказать, что у них в жизни несколько одинаково важных вещей. Если бы это было действительно так, то вы тут же бы оказались в ситуации пресловутого Буриданова осла, который умер с голоду, так как не смог сделать выбор из двух охапок сена положенных на одинаковом расстоянии справа и слева от его морды. Не думаю, что вы часто принимаете решение по обычным в вашей жизни вопросам, месяцами. И например, если для вас важна семья и работа, то застываете на выходе из дома и ни туда и ни сюда.

Так что приоритет номер 1 есть. Найдите его.

БЛОК 3

Предпринимательская кухня, как и кухня любой другой профессии, дело достаточно интимное. И рассказывать незнакомому человеку о тайнах профессии вряд ли будут. Так как же быть? Приведу еще одну аналогию. Можете ли вы рассчитывать, что священник изложит вам, если только вы не являетесь его близким другом, свое настоящее отношение к религии, и свои реальные проблемы? Например, поделится ли он своей проблемой, что у него спрашивают совета о таких вещах, по поводу которых ему трудно что-либо сказать, из-за отсутствия собственного подобного жизненного опыта; но он вынужден все-таки что-то советовать.

Предприниматель находится в сходной ситуации. Те проблемы, которые у него есть, он не может разделить ни с кем. И кроме этого, он не может объяснить, что то, чему люди завидуют — это лишь внешняя оболочка его профессии. Так как тогда учить профессии предпринимателя?

Более или менее мне это было понятно при ЛИЧНОМ ежедневном контакте с человеком и ежедневной работе вместе с ним. Правда, тут возникает еще одна проблема. Человек УЧИТСЯ, но сам не замечает когда и чему. А если он не заметил процесса обучения, то есть большая вероятность, что он не будет его уважать. А что уважать? Ведь процесса обучения не было!

Не знаю, смог ли я объяснить ту мысль, что специфика предпринимательской деятельности заключается также в том, что для передачи этой "науки" нужен близкий "интимный" контакт учителя и ученика.
Но, как оказалось, это противоречие можно разрешить. Для этого правда, нужно ПОНЯТЬ — а что же умеет предприниматель такого, чего не умеют другие? Я это понял. Хотя мне понадобилось более десяти лет. Причем сам я УМЕЛ быть предпринимателем, но не мог это умение передавать другим. Но рано или поздно — научился передавать. Правда, изложив это понимание в одной фразе сейчас, прямо здесь, я с уверенностью могу сказать, что передачи понимания не произойдет. Нужно соблюсти множество условий, чтобы произошла эта передача.

Твердое решение СТАТЬ предпринимателем (я об этом уже писал).
Признание того факта, что все проблемы находятся у вас ВНУТРИ, а не во внешнем мире.
Нужно разрешить себе быть талантливым. Все люди талантливы, но не все ведут себя как талантливые люди, и в связи с этим сами себе мешают раскрыть свой талант.
И последнее. И, наверное, самое важное. Допустить мысль, что невидимое является причиной видимого (материального). Каждому перемещению, изменению материи ПРЕДШЕСТВУЮТ нематериальные причины (мысль, воля, настрой, дух).

Исходя из четвертого пункта, до тех пор, пока вы будете искать причины богатства других в том, что у них есть нечто МАТЕРИАЛЬНОЕ, вы никогда не откроете секрет успеха. Когда вы начнете искать нематериальные причины, вы сможете их найти. В общем, все как обычно. Одни находят, например, клад, а другие — нет, просто потому, что одни ищут там, где клад есть, а другие ищут его там, где его нет. А сколько не ищи там, где его нет, никогда не найдешь. Да?

Так вот, в многочисленных бизнес-школах практически никогда не говорят о внутренней причине успеха. А, значит, не говорят о главной и единственной причине. А даже если и говорят… Можете вы себе представить, что кто-то будет вас учить и НАУЧИТ (!), например, Дзену, просто прочитав вам вслух множество книжек на эту тему?
К сожалению, никакое психологическое или философское образование не поможет обладателю соответствующего диплома объяснить феномен предпринимателя. Просто потому, что для этого нужна соответствующая зрелость или, если хотите, мудрость. А просто образования недостаточно.

И, наоборот, человек из совершенно другой сферы деятельности может очень быстро схватить суть предпринимательской деятельности, просто потому, что в любой профессии, на определенном, достаточно высоком уровне, она ОДНА. И ее можно познать. Опять-таки, если стремиться к этому. Если же искать некую волшебную формулу или, что еще хуже, алгоритм, то можно потратить на поиски годы и десятилетия, и ничего не найти.

Породить систему может только надсистема. Алгоритм может создать только НАДАЛГОРИТМ. В данном случае под надалгоритмом понимается не некий ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ВСЕОБЩИЙ алгоритм, а нечто качественно иное, не являющееся уже алгоритмом. Логику порождает НАДЛОГИКА. А все предпринимательские СХЕМЫ и ЗАКОНЫ экономики порождает НАДСХЕМА И НАДЗАКОН. Поэтому, не нужно заучивать схемы и законы, а нужно познать НАДСХЕМУ, и тогда вы всегда сможете сгенерировать себе схему и закон по ходу. Тогда вы будете не ремесленником, который повторяет чужие шаблоны, а творцом.

Учитывая, что предприниматель всегда находится в ситуации конкуренции, ему обязательно нужно быть человеком творческим. Невозможно опережать конкурента, копируя его. А опережают те, кто никого не копируют. Так что, если хотите, вот вам еще одна формулировка, чему учат в ШСД.

В ШСД учат творчеству. Но не беззубому, беспомощному, слабому творчеству, которое ЯКОБЫ ВСЕГДА должно искать поддержки меценатов или государства, а самодостаточному творчеству. Творчеству, которое не зависит от поддержки каких-либо людей, организаций или государства.

Для того, чтобы добиться успеха, достаточно всего двух вещей:
Веры в себя.
Отказа от стереотипов.

Разумеется, и первое, и второе легче сказать, чем сделать. Тем более что это не всегда приветствуется окружающими. Например, с этой точки зрения, не все приветствуют то, что я в себя верю. То есть, говорю: "Я могу научить".
Второе. Любая попытка сделать что-либо более или менее нестандартное, вызывает у части людей испуг, у другой части — сомнения, у третьей — агрессию. Разумеется, есть небольшая группа людей, которые приветствуют нестандартные подходы. Надеюсь, что вы относитесь к последней группе.

Вернусь к началу блока 3. Как же учить предпринимательству, если это требует взаимного доверия, и само обучение — дело достаточно интимное? Нужно поднять планку. Нужно не просто учить тому, как создать бизнес, а учить тому, как вообще что-либо создать.
Творение чего-либо требует творчества. Бизнес есть лишь одна из многих сфер приложения творческих способностей, творческого потенциала человека. Но тут важно не отрываться от реальности.

Учить вообще творчеству нельзя. Можно учить творчеству в живописи, музыке, поэзии или бизнесе. Но не творчеству ВООБЩЕ. Обучение возможно только в конкретной области (или в нескольких областях) человеческой деятельности.
Почему? А просто потому, что ученику нужна ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Он должен иметь возможность ТУТ ЖЕ проверить, научился ли он чему-либо или нет.

Если мы говорим о мировоззрении, то, поняв некоторый мировоззренческий подход, нужно применить его на практике и убедиться, дает ли он результаты, и какие именно. То есть, обучение ТВОРЧЕСТВУ идет НА ПРИМЕРЕ предпринимательской деятельности. Почему именно в этой сфере? Просто я в ней наиболее компетентен. Занимался ей уже более четырнадцати ПОСЛЕДНИХ лет.

Если люди, которые обучают творчеству на примере других видов деятельности и им, наверняка, легко будет применить свое ПОНИМАНИЕ в бизнесе, просто окунувшись в эту деятельность. Как, кстати, в жизни часто и происходит. Одни люди меняют сферу деятельности, и в ней достигают также высот, потом могут опять поменять, и опять достигнуть успеха, а есть те, кто неудачливы во всем, чем занялись.

Обучение творчеству рекламировать не стыдно. Стыдно иметь уровень жизни, недостойный человека. Человек должен заниматься творческой деятельностью. Его творчество должно быть полезно другим. Эта польза должна приносить автору вполне достойный уровень жизни. Но творчество — НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. Нет творчества — ничего нет.
Есть перетягивание короткого одеяла, дележка материальных ресурсов, которых почему-то не хватает в России, хотя в Японии (в которой практически нет собственных природных ресурсов) проблема дележки материальных ресурсов не стоит так остро, как у нас.

Источником творчества является сам человек, а, значит, он не зависит от материальных ресурсов. А как же быть, если для того, что вы хотите делать, нужны ресурсы, спросите вы? А это уже ТВОРЧЕСКАЯ задача. И она имеет решение. Но — не будем забегать вперед.

Я был бы рад дать вам способ, как создать Свое Дело и иметь высокий уровень жизни, просто используя чужие инструкции и чужие рецепты. К сожалению, а может, и к радости, это невозможно. Путь к лучшей жизни лежит через открытие, развитие своих творческих способностей, освобождение от стереотипов и принесение, благодаря своему творчеству, пользы другим.

Вы скажете — но ведь есть же и другие примеры. Есть. Но они не дают гарантии. А этот способ дает гарантию? Дает. Внутреннее развитие человека НЕИЗБЕЖНО приводит его к тому, что он может решать все более трудные задачи собственной жизни. И причем — не теоретически, а практически. Одной, всего лишь одной из задач, которые стоят перед человеком в жизни, является уровень его доходов. И, причем, не главной задачей. Более того, если решать ее как главную, то можно ее совсем никогда не решить. Нужно ставить более крупную, более масштабную задачу, и тогда в процессе решения этой более крупной, вы как ОДНО ИЗ СЛЕДСТВИЙ решите и задачу уровня доходов.

Попробуйте подумать над этой более крупной задачей.

БЛОК 4.

Вы уже прочитали три блока подготовительного курса. Что вы приняли из написанного в нем, в качестве руководства в жизни? Четвертый блок подготовительного курса посвящен простой мысли. 10 лет обучения в школе, 5 или больше лет обучения в высшем учебном заведении, более того, два и более высших образования, или кандидатская и даже докторская степень по экономике не являются достаточными для того, чтобы подготовиться к созданию Своего Дела. Подготовиться к созданию своего Дела нельзя, но можно РЕШИТЬ, что вы его будет создавать. Диплом, кандидатская степень или сертификат снимает с человека проблему самому определить уровень своей компетентности. Вам выдали диплом, значит, вы готовы.

Мы могли бы пойти по этому пути. И выдать вам сертификат о том, что вы прошли подготовительный курс ШСД и готовы приступить к созданию Своего Дела. Но вы прекрасно понимаете, что это будет только шуткой. Можно человеку выдать диплом, что он прошел обучение живописи, композиции, или окончил литературный институт, но нельзя выдать диплом о том, что такой-то является художником, композитором, писателем или поэтом. Предприниматель, хотя это кажется непривычной мыслью, продолжает этот ряд.

Берите холст, кисти и начинайте рисовать. Рисовать Свое Дело. Причем, это вполне серьезный совет. Рисунок очень может помочь представить себе, что вы хотите. Потом вы можете напеть гимн Своего Дела, написать стихи в его честь, а потом нужно будет приступить к его СОЗДАНИЮ.

Если бы вы попросили меня одним словом охарактеризовать суть предпринимательской деятельности, то я назову слово "ДЕЙСТВИЕ". Разумеется, к деятельности нужно некоторое время готовиться, настраиваться.

Перейдем еще к одному аспекту. Школа Своего Дела — это проект, который предполагает сотрудничество обучающихся в ней, между собой. Учитывая, что люди поступают в ШСД из разных регионов, это может создать друг к другу и вполне практический интерес. Школа Своего Дела по замыслу должна разрешить разрозненность предпринимателей. Предприниматели воспринимают друг друга как конкурентов, а создание различных общественных организаций, объединяющих предпринимателей, приводит к тому, что председатель такой организации использует это свое положение для своего бизнеса, а рядовые члены не получают практически ничего.

Дело в том, что считается, что интересы предпринимателей заключаются только в лоббировании своих интересов в государственных органах и борьбе за клиентов. Но есть и еще одна сфера. Это самоопределение предпринимателей, самопознание того, что они есть, в чем заключается их миссия, и повышение уровня предпринимательского мастерства. Никто, кроме другого предпринимателя, не может оценить красоту или оригинальность той или иной бизнес-схемы, того или иного проекта. Искусство предпринимателя еще ждет своих зрителей и своих ценителей. И первыми ценителями могут стать сами же предприниматели. Почему шахматисты или боксеры могут вместе анализировать свой поединок после его окончания, а в среде предпринимателей это не принято? Ведь старое высказывание о том, что если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, то, обменявшись яблоками, у нас останется по яблоку, а, обменявшись идеями, у нас будет по две идеи — не устарело. В предпринимательской деятельности еще предстоит этап, когда предприниматели станут более открытыми и начнут делиться своими открытиями.

Начать это можно, сделав первый шаг самому, а не ожидая, что кто-то это сделает первым. Я начал делиться, и уже получаю взамен не меньше, чем отдаю. Создание такой системы в ШСД позволит сделать выпускников ШСД более конкурентоспособными, чем предприниматели-индивидуалисты. Разумеется, не все будет открыты и некоторые будут предпочитать, скорее, получать, чем отдавать. Но не думаю, что они что-то выиграют. Мир справедлив и каждый получит то, что должен получить.

Как обычно в заключение блока предлагаю Вам обдумать …. Обдумать ту мысль, что к созданию своего Дела ПОДГОТОВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ! Можно ли подготовиться к первой встрече с любимой (любимым), можно ли подготовиться к первому выступлению перед аудиторией, можно ли подготовиться к воспитанию детей, можно ли подготовиться к жизни?
А что же можно? Можно все ОТКЛАДЫВАТЬ и снова откладывать! И таким образом терять время. Создание своего Дела - это жизнь, а как можно подготовиться к жизни?

Прямо сейчас попробуйте вспомнить (максимально подробно) о чем говорилось в блоке 4 Подготовительного курса. Потратьте на это полчаса или хотя бы минут пятнадцать. А потом перечитайте снова этот блок. И обратите внимание на то, что вы упустили. Разные люди упускают разные моменты и это информация прежде всего о Вас.

И еще раз повторю. НЕ СПЕШИТЕ! Обдумывайте прочитанное. Читайте медленно. Важно не прочитать, а ПОНЯТЬ!

Юрий Мороз

ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА

вверх

Индукционные печи.   ГЕНератор ИдеЙ.   Придумки, Изобретения, Методы Творчества.   Творилки
Сочинялки   Инструменты Онлайн Бизнеса.   Придумай Свое Дело Сам!   LD-News   Контакты
© "SVP", 2005